Введение в JBuilder

Эта стстья была написана уже давно, аж в 2003-м году и представляет собой введение в JBuilder, который я любил использовать. В принципе, эта среда разработки до сих пор остается одной из лучших, просто очень дорогой, поэтому ее начинают вытеснять бесплатные варианты.

1. Введение

Что такое JBuilder?

Добро пожаловать в JBuilder. Этот цикл статей позволит вам получить базовую информацию по интегрированной среде разработке JBuilder и он создан так, чтобы вы могли начать работать с ней немедленно

Среда разработки JBuilder это группа высокопродуктивных инструментов для создания высокопроизводительных и независимых от платформы приложений с использованием языка программирования Java.

Масштабируемый и основанный на компонентах, JBuilder создан для всех уровней разработки проектов начиная от апплетов и приложений требующих сетевого соединения с базами данных до клиент – серверных, приложений производственного масштаба, распределённых и многозвенных компьютерных решений.

Окружение JBuilder поддерживает множество технологических решений, включая:

  • 100% соответствие Java;
  • JavaBeans;
  • Java2;
  • Java Development Kit (JDK) 1.2.2;
  • JFS/Swing.

Среда разработки JBuilder Professional также поддерживает:

  • Сервлеты;
  • Удалённый вызов процедур Remote Method Invocation (RMI);
  • Java Database Connectivity (JDBC);
  • Open Database Connectivity (ODBC);
  • Все основные корпоративные серверы баз данных.

Среда разработки JBuilder Enterprise поддерживает следующие дополнительные технологии:

  • Enterprise JavaBeans (EJB);
  • JavaServer Pages (JSP);
  • Common Object Request Broker Architecture (CORBA).

Среда JBuilder предоставляет также разработчику гибкую, открытую архитектуру, которая облегчает использование новых JDK утилит и JavaBean компонентов сторонних разработчиков.

JBuilder доступна для множества платформ. В данной документации будут использоваться изображения окон программы сделанные в JBuilder для платформы Windows.

AppBrowser

Среда разработки JBuilder предоставляет схожий интерфейс для различных функций, таких как управление файлами и проектами, редактирование файлов, визуальный дизайнер, компилирование и отладка ваших приложений. Среда разработки заключается в окне, которое состоит из различных окон, панелей для выполнения необходимых функций. Это окно называется AppBrowser. На рисунке 1.1 вы можете увидеть главное окно среды разработки JBuilder.

В главном окне вы можете увидеть:

  • Главное меню – обеспечивает доступ к множеству меню, таким как File, Edit, Search, View, Project и т.д.
  • Главная панель управления – содержит маленькие панели управления, на которых кнопки, сгруппированные по функциональному назначению.
  • Окно проекта – отображает содержимое проекта выбранного в настоящий момент. Вы можете перемещаться по дереву проекта без открытия файлов.
  • Панель быстрого доступа – содержит кнопки для доступа к основным командам.
  • Структурное окно – это окно отображает структуру текущего открытого файла. Для Java файла здесь отображаются все методы, свойства и события.
  • Окно содержимого – здесь вы можете просматривать содержимое открытого файла. Каждый открытый файл имеет закладку наверху, где отображается имя файла и закладки внизу для различного просмотра файла.
  • Закладки просмотра – позволяет изменить просмотр окна содержимого на Source, Design, Bean, Doc.
  • Окно сообщений – здесь отображаются сообщения от дизайнера, результаты поиска, результаты компиляции и выполнения.

Рис. 1.1 Главное окно среды разработки JBuilder

Графический дизайнер

Вы можете использовать графический дизайнер для графического проектирования вашего приложения. Перетаскивайте компоненты из палитры компонентов на ваш макет. Результирующий код автоматически генерируется и вставляется в ваш файл.

Чтобы просмотреть файл в графическом дизайнере для визуального проектирования, выберете закладку Design внизу окна содержимого. Графический дизайнер отображает и палитру компонентов, которая доступна только в дизайнере, отображаясь наверху окна содержимого.

2. Автоматизированная разработка приложений

Среда разработки JBuilder предоставляет различные упрощающие разработку приложений мастера. С их помощью вы можете быстро создавать и модифицировать файлы. Мастера создают скелет вашего файла или приложения, позволяя вам сфокусироваться на разработке.

Использование мастеров

Среда разработки JBuilder имеет два типа мастеров. Мастера, доступные в JBuilder отличаются в разных поставках.

  • Мастера, которые создают новые файлы. Выберете пункт New из меню File для доступа к таким мастерам как:
    • Project
    • Application
    • Applet
    • Class
  • Утилиты. Эти мастера доступны в меню Wizards и содержат такие мастера как:
    • Implement Interface
    • Override Method
    • Deployment
    • Use DataModule

Использование галереи объектов

Галерея объектов содержит множество мастеров упрощающих создание файлов. Эти мастера могут отличаться от типа поставки JBuilder. Для открытия галереи объектов нужно из меню File выбрать пункт New.

Галерея объектов содержит две закладки:

  • New – мастера, которые поддерживают технологию Java 2 Standard Edition.
  • Enterprise – мастера, которые поддерживают технологию Java 2 Enterprise Edition. Эта возможность доступна в JBuilder Enterprise.

Дополнительные утилиты JBuilder

Среда разработки JBuilder предлагает дополнительные утилиты в меню Tools. Эти утилиты доступны в JBuilder Enterprise и JBuilder Professional.

Вы можете конфигурировать меню Tools в окне Tool Options. Чтобы вызвать это окно, нужно из меню Tools выбрать пункт Tool Options.

3. Использование редактора

Среда разработки JBuilder включает полнофункциональный, настраиваемый редактор, который вы можете использовать для написания вашего Java кода. Вместе с Two-Way-Tools, изменения, которые вы сделали в коде редактора, мгновенно отображаются и в графическом дизайнере.

Другие возможности повышающие производительность в редакторе включают:

  • Поиск текста - Поиск и замена текста, поиск во множестве файлов.
  • Подсветка текста - Подсветка синтаксиса специфичных элементов в .java, .c, .cpp, .html, .jsp, .xml, .xsl, .sql, и .idl файлах.
  • Шаблоны кода - Вставка кода из шаблона по умолчанию. JBuilder Professional и Enterprise предоставляют шаблоны кода.
  • CodeInsight - Отображает всплывающее окно в редакторе, которое содержит помощь для завершения кода. Отображение всплывающих подсказок в выражениях, для отображения их значений во время отладки в JBuilder Professional и Enterprise.

Для доступа к редактору выберете закладку Source внизу окна содержимого у открытого текстового файла. Вы можете настроить окружение вашего редактора с помощью изменения следующих опций в окне IDE Options (чтобы вызвать это окно, нужно из меню Tools выбрать пункт IDE Options):

  • Browser – внешний вид окна JBuilder.
  • Editor – настройки редактора, такие как размер отступа Tab и другие опции редактора кода.
  • Display – шрифт и его параметры, используемые для отображения текста в редакторе.
  • Color – цвета и подсветка текста в редакторе.

Ввод кода с помощью CodeInsight

CodeInsight отображает контекстно-зависимое всплывающее окно внутри редактора, которое помогает закончить ваш код. CodeInsight отображает:

  • Список доступных объектов данных и методов для текущего контекста;
  • Список вероятных параметров для текущего метода;
  • Список классов, доступных через текущий путь классов;
  • Ошибки в окне структуры;
  • Всплывающие подсказки состояния выражений, которые отображают значения переменных во время отладки в JBuilder Professional и Enterprise.

Вы можете конфигурировать CodeInsight, чтобы он предоставлял тот тип информации, который вы хотите во время программирования. Для конфигурирования нужно:

  • Выбрать из меню Tools пункт IDE Options.
  • В появившемся окне выберете закладку CodeInsight.
  • Нажмите кнопку Display Options.

Использование шаблонов кода

JBuilder включает такие шаблоны кода по умолчанию как объявление класса, операторы if-else, try-catch и while. Вы можете использовать шаблоны кода в редакторе для увеличения производительности программирования. Введите имя шаблона, и редактор автоматически раскроет шаблон. Нажмите Ctrl+J для доступа к меню шаблонов.

В JBuilder Professional и Enterprise шаблоны кода полностью настраиваемые. Вы можете добавлять, редактировать и удалять шаблоны на закладке Code Templates окна IDE Options (для вызова этого окна нужно выбрать из меню Tools пункт IDE Options).

4. Работа с проектами

Для разработки программ в среде JBuilder, вы первым делом должны создать проект. Проект, это способ организации файлов, которые составляют апплет или приложение JBuilder. Вы можете просматривать и управлять проектом в окне проекта.

Информация о проекте JBuilder хранится в файле проекта (.jpr). Файл проекта включает список файлов и пакетов в проекте, и свойства проекта, которые определяют этот проект. Среда JBuilder использует эту информацию, когда вы загружаете, сохраняете и компилируете проект. Вы не должны редактировать этот файл напрямую, он изменяется каждый раз, когда вы используете окружение JBuilder для добавления, удаления файлов или устанавливаете свойства проекта. Файл проекта отображается как вершина ветки в окне проекта. Список ниже – это все файлы проекта.

Сохранение проектов

Когда вы работаете над проектом, вы можете сохранять его в директорию по умолчанию, или любую другую директорию по вашему выбору. По умолчанию, JBuilder сохраняет проекты в директорию jbproject вашей домашней директории. Каждый проект, сохранённый в собственную директорию внутри jbproject, включает файл проекта (.jpr), необязательный файл для записей (.html), директорию classes для файлов классов, и директорию src для файлов с исходным кодом.

Использование мастера проекта

Среда разработки JBuilder включает мастер проекта (Project wizard), который упрощает процесс создания нового проекта. Когда вы используете Project wizard для создания нового проекта, мастер автоматически устанавливает скелет для проекта и позволяет вам ввести информационные данные, такие как расположение проекта на диске, автор и описание.

Если вы используете мастер приложения или апплета без открытого проекта, сначала запустится мастер создания проекта, чтобы вы могли создать проект, который будет содержать ваше приложение или апплет.

Для создания нового проекта с помощью мастера проектов:

1. Выберете из меню File пункт New Project для запуска мастера создания проекта. Здесь вы можете изменить имя и путь проекта на любое другое. Для изменения пути нажмите кнопку Browse. Когда будете вводить имя файла, убедитесь, чтобы расширение было jpr, я назвал свой новый проект FirstProject.jpr. Если опция Make project notes file установлена, то будет создан файл с текстовой информацией о проекте. Установите эту опцию и нажмите кнопку Next.

2. Следующий шаг чисто информационный и содержит поля, которые вы можете заполнить для информационного html файла. Заполните поля своими данными и нажмите кнопку Finish, чтобы завершить работу мастера.

Можете заполнить любые следующие поля:

  • Title – заголовок;
  • Author – автор;
  • Company – компания;
  • Project Description – описание проекта;

После создания нового проекта, в окне проекта вы можете увидеть во главе дерева имя файла проекта и файл с текстовой информацией. Дважды щёлкните по имени html файла, чтобы просмотреть его содержимое.

Отображение файлов проекта

Среда разработки JBuilder отображает каждый открытый файл проекта в окне содержимого окна AppBrowser. Чтобы открыть файл в окне содержимого, дважды щёлкните по его имени в окне проекта. Закладка с названием файла появится наверху окна содержимого. Если открыто несколько файлов, вы можете выбирать закладку, чтобы изменять на другой открытый файл или можно выбирать файл из меню Window.

На следующем рисунке вы можете увидеть проект FirstProject, который мы создали на предыдущем шаге. Проект содержит информационный файл FirstProject.htm. В окне содержимого вы можете видеть этот же информационный файл FirstProject.htm в открытом виде. В качестве содержимого файла мы видим поля, которые мы заполнили на шаге 2 мастера создания нового проекта.

Установка свойств проекта

Вы можете контролировать следующие опции проекта:

  • Пути: расположение исходных файлов, расположение выходных файлов, расположение библиотек;
  • Выполнение;
  • Отладка;
  • Компиляция;
  • Сборка;
  • Стиль кода.

Свойства проекта отличаются, в зависимости от выпуска JBuilder.

Вы можете устанавливать свойства вашего проекта, если щёлкните правой кнопкой мыши по имени проекта .jpr в окне проекта и в появившемся меню выберете Properties или из меню Project выберете пункт меню Project properties.

На закладке Path окна Project properties вы можете указать:

  • Версия JDK, которая будет использоваться при компиляции и выполнении;
  • Где компилятор должен искать файлы с исходным кодом и куда должен помещать откомпилированные файлы;
  • Используемые библиотеки.

Вы также можете глобально установить настройки по умолчанию для всех новых проектов. Для этого из меню Project нужно выбрать пункт Default project properties.

Управление проектами

Используйте AppBrowser во время работы над проектом для выполнения таких задач как следующие:

  • Просмотр файлов проекта;
  • Открытие и редактирование нескольких файлов и проектов;
  • Добавления файлов с исходным кодом и пакетов к проекту;
  • Добавления директорий проекта;
  • Перемещения по пакетам;
  • Просматривать HTML файлы и графику;

Добавление и удаление файлов - Вы может добавлять и удалять файлы и пакеты из проекта или директории с помощью кнопок Add to project и Remove from project на панели быстрого доступа или можно выбрать эти команды в выпадающем меню, если щёлкнуть правой кнопкой мыши по имени файла в панели проекта.

Переименование проекта - Для переименования проекта выполните:

  • Из меню Project выберете пункт Rename;
  • В окне сохранения введите новое имя проекта;
  • Нажмите кнопку Save.

Для переименования открытого файла:

  • Щёлкните правой кнопкой мыши по закладке с именем файла в окне содержимого и в появившемся меню выберете пункт Rename или выберете из главного меню File пункт Rename;
  • Введите новое имя файла;
  • Нажмите кнопку Save.

Работа с несколькими проектами

Когда вы работаете с несколькими проектами, вы можете открывать их в одном AppBrowser или в нескольких AppBrowser. Все открытые проекты доступны из любого открытого AppBrowser.

Существует несколько способов для переключения между множеством открытых файлов и проектов: выберете проект из выпадающего списка на панели быстрого доступа проекта или выберете файл из списка открытых файлов в меню Window. Из меню Window вы можете переключаться между открытыми AppBrowser.

5. Создание JavaBean

JavaBean – это набор из одного или более Java классов, которые содержатся автономно, многократно используемые компоненты. Компоненты JavaBean могут быть объявлены в качестве компонентов, используемых для создания пользовательского интерфейса или не графические компоненты, такие как модуль данных или математический движок. Самый простой JavaBean – открытый (public) Java класс, который имеет конструктор (constructor) без параметров. JavaBean обычно имеют свойства, методы и события, которые соответствуют соглашению точному назначению имён.

JavaBean имеют несколько преимуществ над другими подобными компонентами, такие как:

  • Эти компоненты на чистом Java и являются кросс платформенными;
  • Вы можете установить их на палитру компонентов JBuilder и использовать их при создании ваших программ, или они могут быть использованы в других средах разработки Java;
  • Они могут быть развёрнуты в JAR файле.

JBuilder BeansExpress – это наиболее быстрый путь к созданию JavaBean. BeansExpress содержит набор мастеров, визуальный дизайнер и примеры кода, которые помогут вам создавать JavaBean быстро и легко. Если вы имеете JavaBeans, вы можете использовать BeansExpress для внесения изменения в него. Или вы можете взять существующих Java класс и превратить его в JavaBean.

Для доступа к мастеру JavaBean и создания нового JavaBean:

  1. Выберете из меню File | New project, для создания нового проекта;
  2. Выберете из меню File | New для отображения галереи объектов;
  3. Дважды щёлкните по иконке JavaBean на закладке New, чтобы отрыть мастер JavaBean.

6. Создание пользовательского интерфейса

Используя утилиту визуального дизайнера JBuilder, вы можете быстро и легко создавать пользовательский интерфейс для Java приложений и апплетов. Вы конструируете пользовательский интерфейс, используя различные строительные блоки с палитры, которые содержат компоненты, такие как кнопки, строки ввода, списки, диалоги, меню. После этого вы устанавливаете значения свойствам компонентов, присоединяете обработчики событий на события компонентов, и говорите программе, как реагировать на события от пользователя.

Использование дизайнера пользовательского интерфейса

Среда разработки JBuilder предоставляет утилиты для визуального создания и программирования Java классов, позволяет вам создавать новые сложные и комплексные компоненты.

Для использования в визуальном дизайнере, файл должен соответствовать следующим требованиям:

  • Это должен быть Java файл;
  • Он не должен содержать синтаксических ошибок;
  • Он должен содержать класс, имя которого соответствует имени файла.

Дизайнер пользовательского интерфейса использует для воздействия JavaBean, которые происходят от java.awt.Container. Для примера, он может происходит от любого из следующих классов:

  • JFrame
  • JPanel
  • JDialog
  • JApplet

Все эти требования соблюдаются, когда вы создаёте файлы с помощью мастера приложений или мастера апплетов.

Для просмотра файла в визуальном дизайнере:

  • Дважды щёлкните по имени файла в окне проекта. Файл откроется в окне содержимого в виде исходного кода;
  • Выберете закладку Design внизу окна содержимого. Файл переключится на визуальный просмотр и теперь доступна палитра компонентов для добавления компонентов в ваш скелет.

Среда разработки JBuilder делает визуальный дизайнер и исходный код синхронизированными. Когда вы визуально изменяете пользовательский интерфейс, JBuilder автоматически обновляет исходный код, и когда вы изменяете исходный код, автоматически обновляется визуальное представление.

Создание меню

Среда разработки JBuilder включает дизайнер меню, который делает создание меню простым. Вы можете визуально создавать главное меню и PopupMenu.

Для доступа к дизайнеру меню в JBuilder надо:

  • Дважды щёлкнуть на Java файле, чтобы открыть его;
  • Выбрать закладку Design внизу окна содержимого для перехода в режим визуального редактирования;
  • Перейдите на закладку Swing Containers палитры компонентов.
  • Щёлкните по компоненту JMenuBar и затем щёлкните на рабочей поверхности формы вашего приложения или апплета.
  • Дважды щёлкните по компоненту меню в дереве компонентов, чтобы открыть дизайнер меню.

Для возврата в редактор пользовательского интерфейса, дважды щёлкните по любому компоненту папки UI дерева компонентов.

Установка свойств и событий компонентов

Инспектор в графическом дизайнере позволяет вам визуально редактировать свойства компонентов, и прикреплять код к событиям компонентов. Вы можете делать изменения в свойствах и событиях с помощью объектного инспектора, а нужный код автоматически вставляется в исходный код не покидая графический дизайнер.

Используя инспектор вы можете:

  • Устанавливать начальные значения свойств для компонентов в контейнере, для контейнеров и для менеджеров раскладок (Initialization Code);
  • Создавать, именовать и удалять слушателей событий (Event Listeners) в контейнер, который будет получать события от компонентов в контейнере (Event Handling Code);
  • Сохранять текстовое значение строковых свойств в пакет ресурсов (ResourceBundle), или возвращать строки из ресурсов обратно в текстовые константы;
  • Изменять уровень уязвимости свойств в инспекторе;

Все изменения, которые вы делаете в инспекторе, автоматически и мгновенно отображаются в исходном коде и графическом дизайнере.

Чтобы просмотреть свойства определённого компонента в графическом дизайнере, достаточно выделить этот компонент на рабочей поверхности формы будущего приложения или апплета, или выделить его в дереве компонентов.

Изменение раскладок с помощью менеджера раскладок

Программы, написанные на Java, могут работать на более, чем одна платформа. Если вы решили использовать классическую технологию дизайна пользовательского интерфейса, в которой указывается абсолютная позиция и размер компонентов, пользовательский интерфейс может выглядеть на других платформах, не так как вы планировали. То, что хорошо выглядит в системе, где вы разрабатываете программу, может быть неудобным на другой платформе. Для решения этой проблемы Java предоставляет систему переносимых менеджеров раскладки.

Менеджеры раскладок дают вам следующие преимущества:

  • Корректное расположение компонентов в независимости от шрифта, разрешения экрана и различных платформ;
  • Разумное расположение компонентов в контейнере, который может динамически изменяться в размере во время выполнения;
  • Лёгкий перевод между строками различного размера. Если строка увеличилась в размере, компонент остаётся выровненным корректно.

Среда разработки JBuilder предоставляет следующие менеджеры раскладок из Java AWT и Swing:

  • BorderLayout
  • FlowLayout
  • GridLayout
  • CardLayout
  • GridBagLayout
  • Null

Версии JBuilder Enterprise и Professional также поддерживают следующие индивидуальные менеджеры раскладок:

XYLayout –позволяет располагать компоненты в контейнере по их оригинальным размерам и позициям (координаты x, y);

PaneLayout – используется для разделения контейнера на несколько окон;

VerticalFlowLayout – очень похож на FlowLayout за исключением того, что упорядочивание компонентов происходит вертикально вместо горизонтального.

Вы можете создавать свои собственные раскладки или экспериментировать с другими раскладками, такими как поставляемые третьими фирмами. Многие менеджеры доступны для всеобщего просмотра в Web.

Большинство пользовательских интерфейсов используют комбинации раскладок с помощью вложения разных панелей внутрь других.

7. Компилирование Java программ

Компилятор JBuilder полностью поддерживает язык Java, включая внутренние классы и файлы Java архивов (JAR). Вы можете компилировать прямо из среды разработки или в JBuilder Enterprise и Professional можно использовать утилиты командной строки bmj (Borland Maker for Java) или bcj (Borland Compiler for Java).

Компилятор Java читает файл с исходным кодом Java, определяет, какие дополнительные файлы нужно откомпилировать и создаёт Java программу в форме .class файла содержащего байт код, который является машинным кодом для виртуальной машины Java (Java Virtual Machine, JVM).

Во время компиляции создаются отдельные .class файлы для каждого объявленного класса или интерфейса в исходном файле. Когда вы запускаете результирующую Java программу на определённой платформе, интерпретатор Java для этой платформы выполняет байт код содержащийся в .class файле.



Внимание!!! Если ты копируешь эту статью себе на сайт, то оставляй ссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание

Комментарии

Паника, что-то случилось!!! Ничего не найдено в комментариях. Срочно нужно что-то добавить, чтобы это место не оставалось пустым.

Добавить Комментарий

О блоге

Программист, автор нескольких книг серии глазами хакера и просто блогер. Интересуюсь безопасностью, хотя хакером себя не считаю

Обратная связь

Без проблем вступаю в неразборчивые разговоры по e-mail. Стараюсь отвечать на письма всех читателей вне зависимости от страны проживания, вероисповидания на русском или английском языке.

Пишите мне


Я в социальных сетях
Facebook Telegram Програмысли
Youtube Instagram Твитер